Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

О ЛИТЕРАТУРЕ

Р. Барт ПИСАТЕЛИ И ПИЩУЩИЕ

(Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 133-141)     
    Кто говорит? Кто пишет? У нас пока что нет социологии слова. Нам лишь известно, что слово есть форма власти и что особая группа людей (нечто среднее между корпорацией и классом) определяется как раз тем, что более или менее безраздельно владеет языком нации. При этом очень долгое время, едва ли не на всем протяжении классической эры капитализма (с XVII по XIX в.), во Франции бесспорными хозяевами языка являлись писатели, и только они. Если исключить проповедников и юристов, не выходивших за пределы своих функциональных языков, то больше никто и не говорил. Интересно, что выработанный языковой монополией жесткий порядок касался не столько производителей, сколько самого производства - структурировалось не профессиональное положение литератора (за три века оно сильно изменилось - от поэта-слуги до писателя-дельца), а сама субстанция литературного дискурса, который, подчиняясь ситуативным, жанровым и композиционным правилам, оставался почти неизменным от Маро до Верлена, от Монтеня до Жида (сдвиги происходили в языке, но не в дискурсе). В отличие от так называемых первобытных обществ, где, как показал Мосс, колдовство всегда воплощено в фигуре колдуна, - институт литературы (и, в частности, ее основной материал - слово) был намного важнее ее функций. Во Франции институт литературы - это ее язык, полулингвистическая, полуэстетическая система, не лишенная даже мифического измерения - ясности.
 

Р. Барт ОТ НАУКИ К ЛИТЕРАТУРЕ

Image
литература
(Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 375-383)
    Нельзя изречь свою мысль, не осмысляя свою речь.
    Бональд 
    Во французских университетах имеется официальный перечень традиционно преподаваемых социальных и гуманитарных наук, который определяет дипломные специальности выпускников, - вы можете быть доктором эстетики, психологии, социологии, но не геральдики, семантики или виктимологии.
 

Р. Барт МИФ СЕГОДНЯ

Image
литература
(Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 72-130)
    Что такое миф в наше время? Для начала я отвечу на этот вопрос очень просто и в полном соответствия с этимологией: миф - это слово, высказывание.
    МИФ КАК ВЫСКАЗЫВАНИЕ
    Конечно, миф это не любое высказыванием только в особых условиях речевое произведение может стать мифом; в дальнейшем мы установим, каковы эти условия. Но с самого начала необходимо твердо усвоить, что миф - это коммуникативная система, сообщение, следовательно, миф не может быть вещью, конвентом или идеей, он представляет собой один из способов означивания, миф - это форма. Хотя на более поздних этапах исследования нам придется установить исторические границы этой формы, условия ее употребления, наполнить ее социальным содержанием, вначале необходимо описать миф именно как форму.
 

Р. Барт ЛИТЕРАТУРА И МИНУ ДРУЭ

Image
литература
(Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 48-56)  
    Долгое время Мину Друэ воспринималась как некая детективная тайна: она или не она? Тайну эту пытались разгадать при помощи обычных приемов полицейского расследования (исключая разве что пытки!): дознание, наложение секвестра, графологический, психотехнический и текстологический анализ документов. Если общество обращается чуть ли не к судебным органам для разрешения "поэтической" загадки, нетрудно догадаться, что оно это делает не из одной только любви к поэзии, а потому, что образ поэта-ребенка представляется ему экстраординарным и в то же время необходимым: это образ, который следует проанализировать с наивозможной научной точностью, поскольку именно он лежит в основе стержневого мифа о безответственности (гений, ребенок и поэт - всего лишь сублимированные персонажи этого мифа).
 

Р. Барт ЛИТЕРАТУРА И МЕТАЯЗЫК

Image
литература
(Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 131-132)
    Логика учит нас плодотворному разграничению языка-объекта и метаязыка. Язык-объект - это сам предмет логического исследования, а метаязык - тот неизбежно искуственный язык, на котором такое исследование ведется. Логическое мышление как раз и состоит в том, что отношения и структуру реального языка (языка-объекта) я могу сформулировать на языке символов (метаязыке).
 

Р. Барт КУЛЬТУРА И ТРАГЕДИЯ

(Новые переводы. Хрестоматия в помощь студентам-филологам. Составление и общая редакция Н.Т. Пахсарьян. - М., 2005. - C. 328-330)
    Из всех литературных жанров трагедия - тот жанр, который более всего определяет лицо века, придает ему максимум достоинства и глубины. Самые яркие эпохи суть самые трагические: пятый век в Афинах, елизаветинский период в Англии, семнадцатый век во Франции. За пределами этих столетий трагедия (в ее конституированных формах) умолкает. Что же происходит в названные эпохи в названных странах, что делает возникновение трагедии возможным и даже естественным? Ведь поле распространения жанра было в них столь обширно, что авторы трагедий рождались целыми группами, окликая друг друга. Мы остро ощущаем, что такая связь между качеством века и его трагедийной продукцией не является случайной. Дело в том, что эти века были веками культуры.
 

Э. А. Бальбуров ФАБУЛА, СЮЖЕТ, НАРРАТИВ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ СОБЫТИЙ

Image
литература
(Критика и семиотика. Вып. 5. - Новосибирск, 2002. - С. 71-78)
    Актуализация нарративных исследований и развитие понятия нарратива проливают новый свет на проблему литературного сюжета. Что объединяет эти категории? Прежде всего то, что они относятся к средствам организации речи. Организованная речь, как правило (оно сформулировано еще Аристотелем), имеет начало, середину и конец - такова ее общая схема, которой следуют и сюжет, и нарратив.
 

Э. А. Бальбуров ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ФИЛОСОФСКОГО СЛОВА В АСПЕКТЕ ДИСКУРСА

Image
литература
(Критика и семиотика. - Вып. 10. - Новосибирск, 2006. - С. 46-51 
    Древнее взаимодействие художественного и философского слова в ХХ в. приобрело знаковый характер устойчивого встречного движения и становится все более значительной проблемой для исследователей словесности. Имея общий корень в духовно-языковом рече- и мыслетворчестве, литература и философия с некоторых пор разошлись в своих специфических, закрепленных традицией языковых формах.
 

Ю. М. Лотман СИМВОЛ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Image
символика
Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 191-199)   
    Слово "символ" одно из самых многозначных в системе семиотических наук [1]. Выражение "символическое значение" широко употребляется как простой синоним знаковости. В этих случаях, когда наличествует некое соотношение выражения и содержания и, что особенно подчеркивается в данном контексте, конвенциональность этого отношения, исследователи часто говорят о символической функции и символах.
 

А. Цейтлин Литературоведение

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — наука, изучающая художественную лит-ру. Термин этот сравнительно недавнего происхождения; до него пользовалось широким употреблением понятие «история лит-ры» (франц. histoire de la litterature, немецк. Literaturgeschichte). Постепенное углубление задач, стоящих перед исследователями художественной лит-ры, повело за собой усиленную диференциацию внутри этой дисциплины. Образовалась теория лит-ры, включившая в себя методологию и поэтику. Вместе с теорией лит-ры история литературы включилась в общий состав «науки о литературе», или «Л.». Чрезвычайно популярен этот термин в Германии (Literaturwissenschaft, ср. искусствоведение — Kunstwissenschaft), где им пользуются такие исследователи, как напр. О. Вальцель, Р. Унгер и мн. др. (Unger R., Philosophische Probleme in der neuen Literaturwissenschaft, 1908; Elster E., Prinzipien der Literaturwissenschaft, 1911; Walzel O., Handbuch der Literaturwissenschaft; Philosophie der Literaturwissenschaft, сборник под ред.
 

Белый А.А. «Плохая физика» И.Бродского

Журнальный зал Русского Журнала: Нева, 2007 N5 - Александр Белый - "Плохая физика" Иосифа Бродского.
magazines.russ.ru/neva/2007/5/be14.html  · 79 КБ
Издавна в русском культурном сознании, привитого к стволу европейской культуры усилиями Петра I, дают о себе знать родовые травмы. Она из них скрыта за внешне безобидным и красивым термином «литературной трансплантации». За ним стоит концепция, согласно которой отдельные произведения и даже целые художественные направления «пересаживались» на русскую почву и, трансформировавшись, продолжали свою жизнь в условиях новой исторической действительности.
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 106 - 117 из 117

Наш девиз

Наш девиз | Пусть символисты всегда будут в моде, когда они веками свирепствовали в авторитете! >>

 

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Случайное | И день – любой. И в нем – любое.
И... >>

 
Бог | Бог - это слишком много
Даже для трепетной мысли о... >>